26 нояб. 2010 г.

ОПТИЧЕСКИЕ И ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ В ОДЕЖДЕ

Иллюзия "Глубины Гибсона". Эта иллюзия достигается путем постепенного сокращения, сжатия или уменьшения рисунка (т.е. рисунок постепенно становиться меньше и как бы уходит в пространство). Или же градиенты величины (цвета) и плотности (текстуры) создают впечатление удаленности края (вытягивание). Такой эффект часто встречается в моделях стиля "оп-арт".


Джессика Бил, Гвинет Пелтроу, Мадонна


Джесика Бил (1.73) и Мадонна (1.64) выбрали платья, с иллюзией глубины Гибсона, где нижняя часть туловища создает впечатление удаленности от края, т.е от талии. Таким образом девушки увеличили длинну своих ног. Но еще разумнее поступила Гвинет Пелтроу, выбрав платье с "иллюзией Стари", где потрясающие,  плавные переходы цвета от темного к более светлому. При делении фигуры на плавно увеличивающиеся или плавно уменьшающиеся интервалы цветом возникает впечатление большей высоты. Ноги Гвинет смотрятся гораздо длинее, а талия гораздо уже, за счет концентрации на ней самого темного цвета.

Мадонна, Камерон Диаз, Бейонс


Из предложенных трех вариантов только последний (платье Бейонс) может быть подтянут под эту иллюзию глубины. В данном случае больше срабатывает наше знание о том, как выглядит летящая птица на фоне неба (т.е. мозг сам достраивает картинку). В двух других случаях (платье Мадонны и Диаз) это разница фактур, с помощью которой дизайнеры пытались создать художественные образы, т.е. там не глубина выражается, а что-то другое, например, иллюзия движения.

.............................................................................................................................................................................................................

Иллюзия "Геринга". В иллюзии Геринга параллельные линии кажутся изогнутыми и расходящимися в середине. Было установлено, что иллюзия действует сильнее, если длинные параллельные линии образуют 45° с горизонтальной линией. По некоторым наблюдениям иллюзия уменьшается и иногда даже совсем исчезает, если избегать движений глаза и выбрать какую-нибудь одну точку для фиксации. Эта иллюзия хороша, когда необходимо зрительно расширить одну часть, а заузить другую.

Донна Каран(DKNY), Дженифер Лопес (Zuhair Murad), Анжелина Джоли (Versace)


Что касается платья Дженифер Лопес,  налицо иллюзия Геринга. Главное действующее лицо в этой иллюзии – расходящиеся лучи, именно они создают эффект искривления параллельных прямых, а в данном случае еще большего расширения силуэта (силуэтные линии здесь вместо параллельных прямых. Эти две параллельные прямые – канонический пример действия иллюзии, потому что на параллельных прямых действие иллюзии очевидно). Поскольку для Джей Ло ее зад – визитная карточка, то это платье ей "к лицу", и, скорее всего, это сознательный выбор. Что касается наряда Донны Каран - у меня большие сомнения на счет того, что она действительно хотела добавить объема своим бедрам. Миллионы женщин носят подобные юбки и даже не задумываются о том, что они не сужают, а наоборот - расширяют бедра! Лучше всех иллюзию Геринга продемонстрировала Анжелина Джоли - это платье действительно придает объем ее скудным бедрам и уравновешивает фигуру таким образом, что плечи Анжелины больше не кажутся значительно шире таза. Вывод - иллюзия Герринга идет только стройным девушкам, тем кто действительно нуждается в дополнительной паре сантиметров. Всех остальных она не украсит, особенно это касается девушек с формами. 

.............................................................................................................................................................................................................

Иллюзия "Мюллера-Лайера". Иллюзия состоит в том, что отрезок, обрамленный остриями, кажется короче отрезка, обрамленного хвостовыми стрелками. Всегда зрительные элементы, обрамленные остриями, кажутся короче элементов с хвостовым разветвлением. Хвосты воспринимаются как дающие большую длину, потому что наше зрение  интерпретирует сходящиеся линии как более удаленные, чем расходящиеся линии. В результате при равных видимых длинах первые кажутся длиннее вторых. При наблюдении естественных фигур, обрамленные остриями обычно короче фигур с хвостовым разветвлением. 


Паула Паттон (Vera Wang), Роуз Макгоун (Versace), Ева Лонгория (Emilio Pucci)


Платье Паулы Паттон очень интересное в своей задумке. Дизайнер пыталась придать фигуре форму песочных часов, добавить  объема на бедрах и на груди. Однако, хвост  на бедрах получился заниженным, от чего фигура Паулы кажется непропорциональной  (верхняя часть тела воспринимается равной нижней). Платье Роуз Макгоун очень оригинально, и вытянутая часть маленького туловища угадана дизайнером безупречно. Нижняя хвостовая линия грамотно подчеркивает бедра, а верхняя - грудь. Что касается платья Евы Лонгории - иллюзию стоит рассматривать в целом (верхняя хвостовая линия создана за счет глубокого V образного выреза, а нижняя хвостом русалки). Однако, если бы платье Евы было полностью белым, без каких либо элементов декора, оно было бы скучным и обыденным. В образе должен быть центр композиции (хотя и не всегда он есть или их слишком много). Это то, куда непроизвольно отправляется наш взгляд в первую очередь. Образ должен управлять взглядом. В данном случае ромбы на талии привлекают внимание. Визуально они создают горизонталь, т.е. глаз хочет побродить туда-сюда, слева направо, соответственно, такой прием работает на визуальное увеличение ширины. Но на самом деле, угольные ритмы выреза и ромбов постепенно уводят взгляд вниз и далее к шлейфу. Полагаю, что дизайнер не собирался повлиять на ширину бедер, а скорее на длину ног (три вертикальных прямых которые призваны вытянуть фигуру). Эмилио Пуччи грамотно связал жесткость выреза, ромбы, вертикальные прямые и сам силуэт платья с иллюзией Мюллера-Лайера - Ева выглядит стройной, безупречной.